Как и тысячу вёсен назад,
Хоть познания глубже и шире,
Но по-прежнему важно сказать:
БЕРЕГИТЕ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА,
Сохраняйте надежду в душе.
Наше дело наполнено светом,
Выбор сделан, и это уже
Дело жизни, не просто работа,
Это способ общаться и жить,
Целый мир открывать для кого-то
И самим обучаться любить
Каждодневно и ежесекундно,
Сознавать красоту бытия,
Видеть смыслы в театре абсурда,
Слышать сердцем и думать любя.
Долгих лет вам, здоровья и света
И хороших свершений в судьбе.
Берегите в себе человека
И верны оставайтесь себе!
© Анна М. Островская, 2014
Взято с сайта anna-ostrov.my1.ru
----------------------------------------
читать дальше
Наверное, многие слышали о тренингах основанных на стрессовых методиках ЭСТ/Лайфспринг. Слышали, что они очень эффективны для обретения себя, лучшего понимания окружающего мира, людей и помогают достигать больших успехов в личной жизни, бизнесе после их прохождения, но давайте разберёмся подробнее в сути дела. Действительно ли они проходят без отрицательных последствий и в чём их особенность?
Начнём с того, что на таких мероприятиях императив создают стрессовые ситуации. Казалось бы, эту искусственную стрессовую ситуацию можно быстро прекратить, если вдруг что-то пойдёт не так. Вроде всё безопасно, никакого вреда для здоровья, но давайте не будем делать поспешных выводов и подробнее рассмотрим понятие стресса.
Стресс - это неспецифическая реакция организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз(проще говоря, нормальное, сбалансированное состояние организма, в т.ч. и психологическое состояние), а также соответствующее состояние нервной системы организма. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную и отрицательную формы стресса. Итак, если упростить, то стресс есть нарушение привычного хода вещей. Ещё отметим, что стресс имеет также и положительную форму, то есть может быть вызван неожиданными, но радостными переживаниями(это нам чуть позже пригодится).
Говорят, что стрессовые методики реально помогают быстрее обучаться чему-либо и это действительно так, только есть одно НО. Это НО состоит в следующем: обучение происходит не за счет мыслительных процессов в полном объеме, а в виде обычной "готовой инструкции" поведения. "Так что же здесь плохого?", - скажете Вы. А фокус в том, что наш мозг обладает способностью обрабатывать похожие ситуации способом, который когда-то был "взят на вооружение".
Не увидели ничего плохого? А если добавить тот факт, что при решении похожих задач "универсальным" методом наш мозг вынужден повторять не только "инструкцию", но и те переживания(хоть часто и в менее заметной форме), посредством которых и была записана эта самая "инструкция". Соответственно, каждая новая, но похожая ситуация будет обработана, собственно говоря, без участия нашего самого важного конкурентного преимущества в конкурентной эволюционной борьбе - ИНТЕЛЛЕКТА. Это явление похоже на своеобразную автоматизацию, если провести аналогию с компьютерными системами. Но человек - это не компьютерная система, он намного сложнее.
Рано или поздно из такой вот искусственной, самоподдерживащейся связки стресс-решение формируется стереотипное поведение. Если это произошло естественным путём, то человек ещё в состоянии самостоятельно и без особых последствий пересмотреть своё поведение, но когда влияние оказано посредством своеобразного "прыжка", то возможны непоправимые последствия.
(Для справки - в психологии стереотипное поведение рассматривается более подробно посредством понятия "интеллектуальная яма или ловушка для интеллекта".)
Представим человека, который часто решал свои жизненные проблемы набором таких вот запрограммированных извне действий, как робот. И вот случилось, что не сработало один раз, не сработало второй раз, третий раз по причине изменения "правил игры", что в нашем изменчивом мире часто и происходит. Организм начинает сам себя угнетать, ведь шаблон то не работает, а переосмыслить, как это происходит в нормальном течении интеллектуальной деятельности, без посторонней помощи уже не в состоянии. Хорошо, если он поймёт, что без помощи не обойтись и попросит её у близких людей, а если нет? Если его "внутренний голос" будет убеждать его этого не делать, т.к. вроде всё хорошо?
Вспоминаем - стрессовые ситуации могут быть и положительными. Вся штука в том, что информация, "записанная" посредством положительных эмоций создаёт эффект некоторого счастья от готового универсального решения. Подсознание начинает играть с человек совсем не позитивную шутку, только разумом это человек понять не может. Разум зашёл в интеллектуальный тупик, когда и положительные эмоции есть, и "универсальный" метод, но вот беда, метод работать не желает ни за какие коврижки.
Самое безобидное, что может произойти - человек просто не будет решать проблему. И похожие проблемы тоже не будет решать. В общем, жизненные уравнения будут оставаться без знака равенства. Может случиться и иначе - нарастающий стресс, который с ростом жизненных неурядиц может резко поменять свою полярность с плюса на минус, будет подавлять волю к жизни. К чему такое состояние может привести догадаться не сложно.
Есть в этом явлении и ещё один забавный эффект. Вполне можно повторно задать шаблон с некоторыми корректировками, чтобы человек мог и далее решать некоторый набор задач, естественно, не бесплатно. Понятно, что не все люди являются такими уж внушаемыми и "пластилиновыми", но та часть внушаемых будет реальным источником дохода для "успешного тренера".
Не желаете ли Вы, уважаемый читатель, стать чьим-то источником дохода?
~~~~~~
А причём же здесь Павел Раков и его тренинги(в т.ч. различные онлайн версии), тренинг-шоу(например, передача "Мои прекрасные...")?
Всё просто. Что бы не говорили об уникальности его методов, но они основаны на стрессовых методиках. Убедиться в этом можно, посмотрев хотя бы одну из серий тренинг-шоу "Мои прекрасные..."
Ситуации с непосредственным посещением тренингов были описаны в общем виде выше, поэтому остановимся на тренинг-шоу. Но как же они могут быть опасны? Ответ, как это часто бывает, спрятан прямо под носом и кроется в так называемом эффекте СМИ или многократном повторении некоторой информации, только с тем отличием, что участникам телешоу настойчиво предлагается самим поставить себя в стрессовую ситуацию. Те, кто смотрел эту телепередачу, сразу вспомнят упражнение со стаканом воды. Не у всех получается достигнуть тех чудесных эффектов, которые так эффектно демонстрируются "в телевизоре".
А что же делать, когда не выходят или получаются не так красиво эти фокусы? Ответ прост - человек обращается к средствам коммуникации, интернета и находит нужные контакты, чтобы проконсультироваться, задать вопросы. Иногда такому потенциальному клиенту сразу рекомендуют посетить платный курс "счастья"(в случае с этой передачей - женский тренинг). Для сомневающихся предусмотрены бесплатные онлайн версии, после проведения которых особо "перспективных" женщин приглашают заплатить за урок "индивидуального семейного счастья", где им раскроют все секреты: "Как найти успешного мужчину?", "Как этого мужчину удержать?", "Как воплотить в жизни поговорку о том, что мужчина - голова, а женщина - шея?" и прочее.
Ну а продолжение - это уже общий случай стрессовых методов обучения.
Меню проекта LogicStream
@темы: обучение, Раков, решение, ЭСТ, тренинг, интеллект, стресс, шаблоны, семья, женские тренинги, Лайфспринг, Мои прекрасные, Павел Раков, стереотипы поведения, счастье